Практическое сведение музыки (на примере)

Эта статья наиболее полный ответ тем, кто ждет конкретной помощи, поскольку советы на уровне «повернуть вооон ту ручку и нажать вот эту кнопку» не несут особого образовательного эффекта.

Анализ.

Оригинальный трек

Cлушая трек с первоначальным сведением, сразу видны следующие минусы:
1. Маловато звуковой энергии по низким частотам.
2. Недостаток верхних частот (везде, кроме трека ударных) и эмоциональности.
3. Странная обработка вокальной дорожки – это похоже на эффект хорус (chorus), который (на мой взгляд) в этом случае не совсем уместен.

Как избавиться от «эффекта караоке»?

Отличный вопрос, заключающий в себе общее звучание композиции. Вспоминается старая пословица «Правильно заданный вопрос содержит половину ответа». Напрашивается ответ: чтобы не было как караоке, инструментам нужно придать "живое" звучание.

 Практика.

Ударные

Трек до обработки (mp3,762кб)

Замечу то, что мне не понравилось в звучании:
1. «Слабая» бас-бочка.
2. Высокий уровень громкости малого барабана, с пиком на одной частоте.
3. Многовато высоких и средних частот в хэте. Если бы я пробовал выразить это в словах, то сказал бы, что открытый хай-хэт звучит «шшш», а не «ссс». Звук зажатого хэта, напротив, имеет излишек, режущих слух, высоких частот.

По причине того, что ударные были уже сведены в один стереотрек, я не имел возможности управлять каждым барабаном отдельно. Я обрабатывал его, мысленно разбив спектр на три частотных диапазона, приблизительно соответствующие частотам бочки, рабочего и хай-хэта. Взгляните на спектрограмму:

Обратите внимание: пик на частоте, примерно, 220 Гц – это тот самый выпирающий пик малого барабана, про который я говорил ранее.
Частотная фильтрация трека барабанов:

Фильтр 1: Вырезанны все низкие частоты ниже 50 гц – фильтр уберает инфранизкочастотный призвук от рейвера на бочке, придавая ей больше жесткости.
Фильтр 3: Подьём придаёт бас-бочке больше энергии и громкости.
Фильтр 2: Урезан пик рабочего – сейчас он не так противен и звучит тише.
Фильтр 7: Убраны средние частоты для менее выраженного ревера рабочего и менее шипящего звучания хай-хэта.
Фильтр 10: Делает звук закрытого хэта менее надоедливым. Я вырезал его основную несущую частоту.

Чтобы придать партии барабанов больше хлёсткости и полноты, следом за фильтрацией идет компрессия:

Трек барабанов после обработки (mp3,762кб)

Гитары

Трек до обработки (mp3,762кб)

Исходник мне не понравился тем, что звучание гитары был несколько "округлой" и невыразительный. Помимо этого, гитарный трек всего один, а я привык к жесткой панораме и дублированию дорожек. Пришлось сделать искусственный второй трек по методу, описанному раньше: разные повторы одной партии копировались на другой трек для имитирования звучания двух гитар. После этого, треки были раскинуты влево и вправо на 100%.

Эквализация гитарных треков
Изначально, посмотрите на спектрограмму: лишние частоты в районе, примерно 150Гц – это та самая «округлость». Нехватка высоких частот – потеря в яркости инструмента.

Убираем/добавляем – здесь всё ясно:

Чтобы дать гитарным партиям больше перкуссивности и динамики, после фильтрации включаем компрессор:

Гитарный трек после обработки (mp3,762кб)

Струнные

Трек до обработки (mp3,762кб)

Звучание дорожки струнных мне показалось странноватой. Партия звучит как группа смычковых с тремоло, по мне так больше звучание с протяжными звуками, нерезкой атакой и большим пространством концертного зала.
Помимо этого, трек имеет значительный завал высоких частот начиная с 2 кГц, делая саунд мутноватым:

Из за того что в аранжировке нет баса, я могу смело менять низкочастотный диапазон, заполняя его (также, это одна из причин, из за которой я не стал ослаблять низкие частоты у гитар).
Поэтому добавляем хоть какой глубины и яркости, прибавляя низкие и высокие частоты:

Следом за фильтрацией, в цепи эффектов обработки имеются реверберация и шаффлер. Shuffler – это плагин расширения стереообразы с возможностью компенсации низов. Теперь благодаря эти эффекты, звучание струнных стало более гладким и обьёмным.

Струнные после обработки (mp3,762кб)

Вокал

Трек до обработки (mp3,762кб)

Здесь, стандартная цепь эффектов: DeEsser -> EQ -> Compressor -> Reverb.
Деессер придает голосу гладкость по частотному диапазону, вырезая выпирающие «Ч», «С», «Ж» и «З»:

Эквализация:

Фильтр 1: устраняет излишнюю низкочастотную составляющую, убирая призвуки от стойки микрофона и замещая отсутствие поп-фильтра.
Фильтр 5: убрано немного средних частот, чтобы придать звуку больше глубины. Эта настройка определена, скорее, субъективными соображениями.
Фильтр 8: Увеличение высокочастотной составляющей делает звук ярче.

Затем, включен компрессор со стандартными для вокала настройками:

Далее, едва заметная реверберация, придающая вокальному треку обьём помещения, без ощутимого действия эффекта:

Вокальный трек после обработки (mp3,762кб)

Выходы всех треков назначены на мастер шину, в которой стоит лимитер. Он позволяет максимально увеличить громкость микса и сделать его «плотнее» без заметных искажений:

Немного о размещении инструментов в звуковом пространстве.

Всегда отталкиваюсь от простых принципов:
1. Удалённый звук, источник которого находится в глубине помещения, имеет много ревера и звучит тише.

И наоборот:
Если источник звука находится близко к слушателю, он имеет менее выраженную реверберацию и высокий уровень громкости.

2. Чем ниже частоты, тем они ближе к центру стереокартинки.
И наоборот:
Высокочастотные звуки свободно раскидываются по каналам, ухо лучше опеределяет высокочастотный источник.
По этой же причине в многоканальных системах 5.1 (2.1 или 7.1 – не важно) несколько средне-высокочастотных сателлитов, расположенных вокруг слушателя, и всего один низкочастотный сабвуфер, который располагается в центре звуковой картины.

3. Добавление высоких частот, также, “приближает” звуки.  И, наоборот, если “срезать” достаточно высоких частот,  звук станет менее ярким (приглушённый = отдалённый).

Отсюда и обоснование моего сведения:

Барабаны по центру.
Отсутствие ревера на всех дорожках (кроме вокала и струнных), максимально приближает все звуки. Создаётся впечатление, что инструменты звучат прямо из динамиков.
В моем видении, струнные звучат фоном, и поэтому располагаются за основной звуковой картинкой. Вокал всё же имеет немного ревера. Именно столько, чтобы придать голосу естественности, но не удалить его от слушателя.

Мой вариант сведения (mp3,762кб)

Скрин проекта целиком:

При сведении я использовал эффекты из сборок Waves Diamond Bundle и Sonitus FX, а так же, лимитер Waves L3, и Cakewalk Sonar в качестве хоста для всего этого (DAW). Замечу также, что я не ставлю акцент на определенном софте или оборудовании. Скорее мой выбор определен личными предпочтениями и возможностями

ec-audio.org.ru
06.10.2010