КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДЖАЗА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Составитель - Михаил Митропольский
Москва, 2004

Введение. Истоки
Рабочие песни. Духовная музыка
Блюз. Театр менестрелей. Рэгтайм
Новоорлеанский период
20-е годы - Чикаго
Фортепианная школа
Эпоха свинга
Биг-бэнды. Солисты и комбо. Фортепианные стили
Возрождение диксиленда. В Европе
Бибоп. Кул
Отдельные направления: Майлс Дэйвис и другие
Европеизация джаза. Прогрессив. Третье течение
Джазовый вокал. Современный блюз. Биг-бэнды постсвинговой эпохи
Развитие бибопа. Хардбоп. Фанки. Ладовый джаз
Фри-джаз
Развитие фьюжн: джаз-рок. Фьюжн. ECM. World Jazz
Поп-джаз: funk, acid jazz, crossover, smooth jazz
Заключение: определение джаза. Положение по отношению к другим видам музыки

Майлс Дэйвис

История джаза нередко концентрируется на фигурах, которые невозможно втиснуть в рамки определенного стиля. И все же корни гения трубача Майлса Дэйвиса лежат в идеологии кула. Дэйвис уникален уже тем, что являлся инициатором или участником почти всех послевоенных джазовых стилей. Он идеально встраивался в бибоп, создавал кул, был ярчайшей фигурой хардбопа, создателем ладового джаза, одним из первых закрепился в джаз-роке. Однако, кроме его высочайшей музыкальности и точного чутья на молодых талантливых музыкантов, которыми он окружал себя, всякий стиль принимал его особый саунд, идущий непосредственно из кула.
Дэйвис не владел всеми возможностями инструмента. Его труба склонна к тусклому, не очень подвижному звучанию. Он не пользовался верхним регистром, не играл в высоких темпах. Все определялось исключительным вниманием к самому звукоизвлечению, тембру, выразительности. Своими лаконичными фразами он создавал великолепные музыкальные картины. Эти картины философичны как в ладовой концепции, так и в энергичных пьесах позднего Дэйвиса, где та же труба обрамляется абсолютно противоположным фоном электроинструментов молодого поколения джазменов.

Модерн Джаз Квартет

В рамках стиля кул в 50-е годы появилась тенденция проведения параллелей в джазовых композициях с музыкой эпохи барокко. Обнаружив общие гармонические и мелодические принципы в столь отдаленных музыкально и эстетически периодах, музыканты проявили интерес к инструментальной музыке И.С.Баха. Целый ряд музыкантов и ансамблей пошли по пути разработки этих идей. В их числе Дэйв Брубек, Билл Эванс (Bill Evans), Джерри Маллиган, но в первую очередь это относится к "Модерн Джаз Квартету", возглавляемому пианистом Джоном Льюисом. Этот квартет вышел из недр оркестра Диззи Гиллеспи. Свое характерное лицо он получил под воздействием Льюиса, стремившегося к стройности и логичности архитектоники композиций. Об этом ансамбле критик Нэт Хентофф писал: "В джазе не было состава, подобного сплаву, созданному "Модерн Джаз Квартетом". Их музыка пронизана деликатностью, тонким лиризмом, порой торжественная, порой наполненная полифонией, но всегда с глубоким чувством джаза". Европейская ориентация Льюиса была в большой степени связана с его впечатлением от пребывания в Париже. Творчество самого Льюиса вне "Модерн Джаз Квартета" нередко выражалось в экспериментальной музыке третьего течения, в большом интересе и помощи музыкантам нового джаза на границе с атональной музыкой. В музыке квартета всегда устанавливался тонкий баланс между тщательной структурной подготовкой и импровизационным наполнением.

Билл Эванс

Пианиста Билла Эванса, пожалуй, нельзя отнести к чисто куловым музыкантам по формальным причинам. Однако он, несомненно, развивал европейскую направленность фортепианного джаза, не теряя при этом связи с его афро-американской природой. Известность пришла к Эвансу после совместной работы с Майлсом Дэйвисом в 1958 году над основополагающей пластинкой ладового джаза "Kind Of Blue". В дальнейшем его блестящие трио с басистами Скотом Ла Фарро (Scott LaFarro), Эдди Гомесом (Eddie Gomez), с ударниками Полом Моушеном (Paul Motian), Марти Мореллом (Marty Morell), его сольные альбомы создали впечатляющий индивидуальный стиль. Для Эванса характерна одноголосная импровизация, окрашенная лирическими и даже романтическими тонами. В ритмическом отношении Билл Эванс предложил некий вариант свободы, не связанный с определенным, заранее заданным ритмическим шаблоном. Пианист пользовался огромным авторитетом среди представителей прямо противоположной, горячей манеры игры и оказал огромное влияние на более поздних музыкантов, включая Чика Кориа (Chick Corea), Хэрби Хэнкока (Herbie Hancock), Кита Джарретта (Keith Jarrett).

Босса-нова

В ритмическим отношении южная часть Нового Света заметно повлияла в нашем веке на всю популярную (и джазовую) мировую музыку и многое дала ей в смысле ритмики. На протяжении столетия отсюда вышли танго, румба, бегин, ча-ча-ча, калипсо, сон, меренге, мамбо и, конечно же, самба, а кроме того - на эстрадных сценах мира появилось множество разных новых для нас латиноамериканских ударных инструментов (перкуссия).
Огромную популярность в Америке и Европе 50-х приобрел стиль и танец мамбо - как в джазе, так и в популярной музыке. Это был танец латиноамериканского происхождения, который представлял собой разновидность быстрой румбы в музыкальном размере 4/4. "Королем мамбо" в США был руководитель танцевального оркестра Перез Прадо (1916-1989), родом кубинец. Но поскольку многие американские музыканты стиля "кул" тогда регулярно гастролировали с концертами по всему миру, включая и Южную Америку, то там они близко познакомились с бразильской самбой. Благодаря этому возник уникальный синтез - ритм бразильской самбы в сочетании с джазовой импровизацией в стиле "кул" (т.е. "джаз-самба", "лед и пламя"), и эта музыка под названием "босса - нова" ("новая волна", "нечто новое") стала исключительно популярна в США, а вскоре она охватила всю Америку и Европу со скоростью лесного пожара, т.к в ней сочетались и неотразимо привлекали свинг, мелодия и поэзия. Самой выдающейся личностью среди композиторов босса - новы был, конечно, Антонио Карлос Жобим(1927-1994), а среди американских исполнителей - саксофонист Стэн Гетц и гитарист Чарли Берд.
В феврале 1962 г. Гетц и Берд записали свои первый диск, который так и назывался "Джаз-самба", и в том же году они получили за него премию "Грэмми", а в марте 1963 г. Стэн Гетц записал в Нью-Йорке очередной удачный альбом босса - новы с бразильской певицей Аструд Жильберто и самим А. К. Жобимом за роялем. В дальнейшем трудно было бы назвать такого джазового или популярного артиста, который не записывал бы темы в духе босса - новы. Но хотя в течение 60-х г.г. босса - нова, безусловно, относилось к сфере чисто джазового исполнительства и считалась стилем современного джаза, позднее она постепенно перешла в область популярной музыки, и ее ритмы можно было услышать как в ресторанах, так и на танцплощадках.

Читать дальше