КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДЖАЗА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Составитель - Михаил Митропольский
Москва, 2004

Введение. Истоки
Рабочие песни. Духовная музыка
Блюз. Театр менестрелей. Рэгтайм
Новоорлеанский период
20-е годы - Чикаго
Фортепианная школа
Эпоха свинга
Биг-бэнды. Солисты и комбо. Фортепианные стили
Возрождение диксиленда. В Европе
Бибоп. Кул
Отдельные направления: Майлс Дэйвис и другие
Европеизация джаза. Прогрессив. Третье течение
Джазовый вокал. Современный блюз. Биг-бэнды постсвинговой эпохи
Развитие бибопа. Хардбоп. Фанки. Ладовый джаз
Фри-джаз
Развитие фьюжн: джаз-рок. Фьюжн. ECM. World Jazz
Поп-джаз: funk, acid jazz, crossover, smooth jazz
Заключение: определение джаза. Положение по отношению к другим видам музыки

Возрождение диксиленда

В 1939 году в качестве реакции на засилье коммерческих псевдоджазовых оркестров на Западном побережье Соединенных Штатов возникло движение за возрождение традиций начала века, за восстановление корней архаичного джаза. Через два-три года эта тенденция была подстегнута авангардистским звучанием появившегося бибопа, который приводил в шок поклонников старого джаза. Им хотелось слушать и играть простую, понятную музыку. Это движение (Revivial) на первых порах разыскивало ветеранов старого джаза, многие из которых пребывали в безвестности со времен кризиса 1929 года. Многие из них годами не брали в руки инструмент, существуя на нижних ступенях социальной лестницы. В этот период вновь были воссозданы ансамбли и оркестры старого типа. Музыканты уровня Кида Ори и Банка Джонсона ("Bunk" Johnson) появились на сцене, а исполнение их возрожденных ансамблей было объявлено образцом настоящего джаза. Негритянская молодежь практически не принимала участия в этом движении, основными энтузиастами возврата к старому были белые музыканты, которые пытались стилизовать свою музыку под новоорлеанскую традицию, а точнее - в русле белых диксилендов. Один из известных ансамблей принадлежал Эдди Кондону. Этот состав был модифицирован контрабасом и гитарой, не принятыми в новоорлеанские времена. Однако возврат к старому в искусстве никогда не приводил к долгосрочно значимому результату. К тому же многие крупные музыканты, как Каунт Бэйси, Дюк Эллингтон, Коулман Хокинс и др. протестовали против возврата к старому.
В конечном итоге, после 2-й Мировой войны, центр тяжести движения "Revivial" был перенесен в Европу, сначала в Париж в общество "Джазовые коробки" в Сен-Жермен-де-Пре, а затем в Лондон силами Криса Барбера (Chris Barber), Акера Билка (Acker Bilk) и др., где любительское диксилендовое движение сильно и в наше время. В частности, один из самых заслуженных диксилендов мира возник в 40-е годы в Голландии - знаменитый "Dutch Swing College Band".

В Европе

Интерес к джазу возник в Европе в результате первых посещений американскими джазменами Старого Света. Впечатляющими были выступления в Париже ансамбля Луиса Митчелла (Louis Mitchell) "Jazz Kings" (1917 - 1925) (под его воздействием оказался Валентин Парнах, устроивший в 1922 году первый джазовый концерт в Москве). В 1919 году "Southern Syncopated Orchestra" Уилла Мариона Кука (Will Marion Cook) привез в Европу кларнетиста Сиднея Беше. В 20-30-е годы многочисленные оркестры и ансамбли приезжали с гастрольными турами в Европу. Сами европейцы пытались старательно копировать своих кумиров из США, первоначально ориентируясь на белые ансамбли, а позже и на негритянских исполнителей. Важное значение имело открытие в Париже в 1932 году "Hot Club de France" - центра джаза, который возглавил Юг Панасье. В этом клубе возник знаменитый квинтет с участием французского скрипача Стефана Граппелли (Stephane Grappelli) и цыганского гитариста Джанго Рейнхардта (Django Reinhardt). Надо заметить, что Рейнхардт был практически первым джазовым европейцем, замеченным на родине джаза: Джанго был приглашен на выступления совместно с оркестром Дюка Эллингтона. Любопытно, что скрипка в джазово-европейском контексте играла важную роль. Так в Дании ведущим джазовым музыкантом стал скрипач Свенд Асмуссен (Svend Asmussen).
В России развивался и жанр оркестра, и малые ансамбли, возникли имена Александра Цфасмана, Александра Варламова, Леонида Утесова.
На время войны возможность развития линии джаза в Европе была прервана.

Читать дальше