КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДЖАЗА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Составитель - Михаил Митропольский
Москва, 2004

Введение. Истоки
Рабочие песни. Духовная музыка
Блюз. Театр менестрелей. Рэгтайм
Новоорлеанский период
20-е годы - Чикаго
Фортепианная школа
Эпоха свинга
Биг-бэнды. Солисты и комбо. Фортепианные стили
Возрождение диксиленда. В Европе
Бибоп. Кул
Отдельные направления: Майлс Дэйвис и другие
Европеизация джаза. Прогрессив. Третье течение
Джазовый вокал. Современный блюз. Биг-бэнды постсвинговой эпохи
Развитие бибопа. Хардбоп. Фанки. Ладовый джаз
Фри-джаз
Развитие фьюжн: джаз-рок. Фьюжн. ECM. World Jazz
Поп-джаз: funk, acid jazz, crossover, smooth jazz
Заключение: определение джаза. Положение по отношению к другим видам музыки

Определение джаза

Этот исторический эскурс в историю не преследует цель всестороннего исследования или освещения всех аспектов джаза, его сущности, форм и способов функционирования. Он скорее предназначен в помощь тем, кто начинает знакомиться с этой областью музыки, для первоначальной ориентации в истории и стилистике джаза, а также в действующих лицах этой истории. Разумеется, в начале этой статьи должно было стоять определение джаза, устоявшееся и принимаемое большинством тех, кто профессионально или на уровне знатока-любителя интересуется предметом. Однако, как ужу было сказано, такого универсального определения не существуют. Неудачи в этом плане связаны, в первую очередь, с невероятной скоростью развития джаза в течение всего времени его существования, которое насчитывает около 100 лет. Меняется стилистика этой музыки, диапазон художественно-смыслового наполнения, социальный статус джаза, культурно-территориальное бытование, соотношения с другими искусствами. Более того, на разных этапах его развития могли быть верным буквально противоречащие друг другу определения.
Начало истории джаза, крепко связанное с его национально-культурными и социально-географическими корнями, вызвало целую серию представлений о нем, как о "стилевой" общности музыкальной деятельности, имеющей афроамериканское происхождение, импровизационную сущность и т.н. "свинговый" характер. Это определение часто расширялось путем перечисления характерных стилевых и жанровых норм, которые ограничивали джаз строгими рамками. Постепенно джаз вышел из традиционно-расовых рамок, затем перешел к профессиональной и, параллельно, к развлекательной функции. Позже он стал вовлекать в свой круг глубокие художественно-эстетические задачи, потерял, в значительной степени, широкую аудиторию, вступил в процесс интеграции с пограничными видами музыки, наконец, включил в свой обиход все мировые музыкальные языки. В результате старые определения джаза потеряли смысл. Разумеется, значительные массы любителей джазовой традиции апеллируют к довольно безответственным высказываниям о джазе, как о консервативном виде хорошо знакомого им музыкального действа (см. Введение). Но постоянная попытка определять джаз через его происхождение, в том числе и самими носителями этого искусства, приводит к действительным противоречиям с реальной музыкальной практикой, вызывает представление о нем, как об устаревшей, хотя и не простой музыке, не отвечающей музыкальным потребностям творчески настроенной молодежи. В результате значительная часть аудитории отторгается от "джаза".
Спектр интуитивных представлений у разных частей нашего общества о джазе весьма широк. Он складывается, например, у старшего поколения из воспоминаний ностальгического характера о танцевальных оркестрах их молодости, именовавшихся тогда "джазами". Другая часть любителей сформировала представления о нем, как о музыкальном андерграунде, ассоциирующимся с полуподпольными джаз-клубами 60-х и передачами "Голоса Америки". У академических музыкантов и близкой к ним публики джаз является вариантом циркового представления с игрой без нот - фокус сложный, но не представляющий ценности в рамках мировой культуры. Особое отношение к джазу формируется средствами массовой информации, уровень компетентности которой по отношению к нему за редким исключением стремится к нулю. Наконец, в силу, видимо, коммерческих соображений, в джазовой радиополитике доминируют развлекательные направления (smooth jazz, acid), которые обозначены в качестве единственных представителей современного джаза.
Исходя из исторических реалий джазового процесса, его существования в самом широком виде на концертной эстраде, фестивалях, в звукозаписи, процессе обучения и т.д., попытка определить это явление должна исходить из самых общих черт интуитивно понимаемого процесса, не ограничивая его рамки, как в настоящее время, так и в ближайшем будущем. Такого рода дефиниции существуют, и одна из них, принадлежащая А.Н.Баташеву , гласит следующее: "Джаз - разновидность музыкально-импровизационного искусства, объединившая в органическом единстве традиции музыкальных языков и культур разных народов Земли". По-видимому, к этому определению необходимо добавить "творческую доминанту", после чего оно станет вполне рабочим. Тем не менее, оно требует некоторых пояснений.

Положение по отношению к другим видам музыки

Пояснения касаются принципов, которые разделяют джаз и другие виды музыки. Этих видов существует несколько. Так, например, композиторская деятельность направлена на создание результата. Этот результат может быть реализован в другое время и другим человеком. Связь между композитором и этим другим человеком (или людьми) может осуществляться разным способом, например, с помощью нот. Эти люди выполняют функцию исполнителя, т.е. переводчика или расшифровщика результата композиции собственно в музыкальный акт. Это еще один вид музыкальной деятельности.
В то же время джаз принадлежит к импровизационным видам музыки, в которых акцент делается на сам процесс музицирования. Этот процес проистекает в реальном, "живом" времени. Можно обнаружить и объединение этих видов, например, объединение импровизационного и композиционного подхода, которое можно назвать спонтанным сочинением музыки. Оно реализуется тоже в живом времени, но по принципам композиционного мышления.
Специфика джаза, как вида импровизационной музыки, определяется его происхождением, т.е. качественным синтезом европейской и внеевропейской музыкальных культур, а также последующим уникальным процессом его развития. Результатом этого стало преобладание творческого начала и постепенный выход джаза за пределы культурных и территориальных границ. Джаз захватил в свой оборот все мировое множество музыкальных языков и музыкальных эстетических концепций.
Важнейшими видами импровизационной музыки являются фольклор и различные виды неевропейского профессионального музыкального искусства. В них импровизационному процессу также отведена значительная роль. В отличие от джаза, фольклор замкнут, самоизолирован, а главное, имеет доминантой не творческую функцию, а сохранение существующей традиции. Разумеется, творческий процесс осуществляется и в этом виде музыкального искусства, равно как ремесленно-традиционный аспект присутствует и в джазе. Но разные доминантные признаки в этих видах музыки играют определяющую роль в их функционировании.
Стили и жанры, появившиеся на ранней стадии развития джаза, привели к появлению целого вида музыкального искусства, ставшего наиболее творчески направленным в музыке ХХ-го века. Джаз стал, в свою очередь, источником идей и методов, активно действующих, практически, на все остальные виды музыки от популярной и коммерческой до академической музыки нашего века.

Составитель выражает глубокую благодарность Юрию Верменичу, часть текста "Джаза для всех" которого (в кн.: "...И весь этот джаз", Воронеж, ИНФА, 2002) была использована в настоящей компиляции.